Сербия на распутье: к итогам референдума по Конституции
МОСКВА, 28 января 2022, Институт РУССТРАТ.
16 января 2020 г. в Сербии состоялся референдум по изменению Конституции. Практически сразу же граждане обратили внимание на явные нестыковки. Например, уже в 20 ч. вечера в этот же день в газете «Новости» было напечатано, что большинство проголосовало «за» поправки в Конституцию. Однако избирательные участки в стране были открыты также до 20 ч., а еще нужно время на подсчет голосов.
Следовательно, информационный вброс был подготовлен заранее. А во время объявления официальных результатов по телевидению были даны цифры, которые в общем превышают 100%. Но, самое главное – референдум не проходил на территории Косово и Метохии, которые являются частью Сербии, поскольку албанцы просто не позволили это сделать. И в таком случае возникает вопрос – является ли он и его результаты легитимными? Между тем на сайте Сербской избирательной комиссии нет каких-либо статистических данным по референдуму.[i]
Сам по себе вопрос на референдуме был поставлен абстрактно — “Вы выступаете за утверждение закона об изменении Конституции Республики Сербия?” Что это за изменения? Очевидно, что многие граждане Сербии просто не знали, что именно хотят изменить и подозревали неладное, например, отчуждение Косово и Метохии.
Но референдум продвигался в рамках интеграции с ЕС и продавливался Венецианской комиссией, которая в ноябре 2021 г. поддержала новый закон по референдуму, который отменял наличие необходимого минимума проголосовавших в 50% избирателей. Всего в стране зарегистрировано 6510233 избирателей. Проголосовало на референдуме около 30%. Из них за изменения было 60% бюллетеней. То есть, это менее 20% голосов избирателей.
Предлагаемые изменения в Конституцию были направлены на исключение политического вмешательство в выборы судей, поскольку они предусматривают, что судьи и председатели судов будут избираться исключительно Высшим судебным советом, в то время как прокуроры будут избираться Высшим советом прокуроров.
В состав Высшего судебного совета входят 11 членов. В частности, шесть судей, избранных судьями, четыре видных юриста, избранных Национальным собранием Республики Сербия, и председатель Верховного суда. Министр юстиции, председатель Комитета по судебной системе Национального собрания Республики Сербия и председатель Кассационного суда, которому будет возвращено прежнее название Верховного суда, больше не будут участвовать в процессе. Трехлетний испытательный срок для судей также будет отменен, поскольку он рассматривался как основной недостаток действующей Конституции.
В Высший совет прокуроров войдут 11 членов, пять из которых будут избраны главными прокурорами, четыре — Национальным Собранием Республики Сербия из числа ведущих экспертов по правовым вопросам и по предложению Комитета по судебной системе большинством в две трети голосов, в то время как Верховный прокурор и министр юстиции будут членами по должности.
Может быть, технические изменения в судебной власти имели смысл. Однако, это должно было проводиться в рамках суверенного государства Республика Сербия, а не навязываться извне. Внешнее давление шло не только по линии Брюсселя, но и Вашингтона.
Накануне референдума посол США в Сербии Кристофер Хилл заявил: “Сербия является ключом к стабильности и прогрессу на Западных Балканах. Прогресс Сербии является неотъемлемой частью достижения стратегических целей США по активизации наших европейских альянсов, поддержке демократии и верховенства закона, развитию экономического сотрудничества и решению глобальных и региональных проблем. Соединенные Штаты привержены углублению двусторонних отношений с Сербией посредством дальнейшего политического, экономического сотрудничества и сотрудничества в области безопасности».[ii]
«Голос Америки» на сербском языке дал комментарий Хилла под заголовком «Мы предлагаем Сербии лучшую модель, чем китайская и российская», что указывает на явный интерес США в подрыве отношений Сербии со своими партнерами и друзьями.
Впрочем, перед самым референдумом посольство США, а также еще несколько стран ЕС открыто призвали поддержать изменения в Конституции, чем вызвали бурю возмущения у сербских граждан.[iii] Это расценили не только как факт очередного вмешательства, но и свидетельство того, что нынешние власти действуют как коллаборационисты и не в интересах народа Сербии.
Накануне самого референдума и сразу после его проведения в стране прошли акции протеста.
Показательно, что даже внутри правящей коалиции не было единого мнения о том, нужно ли проводить этот референдум вообще. Результаты голосования явно указывают на кризис доверия к власти. А ведь в апреле планируются всеобщие выборы — президента и национальной ассамблеи. К этому же времени закончится льготный период оплаты за российский газ.
Очевидно, что партии (а также их спонсоры, в том числе и за рубежом), готовятся делать свои ставки. Запад явно рассчитывает использовать все свои возможные активы, чтобы укрепить позиции и уменьшить влияние России.
Возможно, стоит задаться вопросом – а кто больше заинтересован в двусторонних контактах и их развитии – Сербия или Россия? Возможности и реальные активы двух стран не сопоставимы. Но если мыслить стратегически, Сербия нужна России по многим причинам.
Сербия – это нейтральное государство, которое, увы, окружено странами НАТО. Но, если отталкиваться от слов генерального секретаря НАТО Йенса Столтеберга, прозвучавших после саммита Россия-НАТО, о том, что любое государство может выстраивать собственную безопасность так, как считает нужным, следовательно и Сербия может полагаться на помощь России. А при нынешней конфронтации Запада и России Сербия может стать площадкой для сдерживания — туда могут быть поставлены современные российские системы ПВО и другая техника.
Дополнительно может быть поставлен вопрос и по Косово, где незаконное албанское руководство в последнее время ведет себя довольно по хамски. Наконец, могут быть подписаны новые оборонные соглашения между Россией и Сербией, устанавливающие постоянное присутствие российских военных. Как альтернатива могут быть проведены совместные комплексные военные учения с длительным графиком.
Если брать во внимание ситуацию с энтитетом Республика Сербская в Боснии и Герцеговине, то помощь российских военных (и не только) была бы там кстати.
Следует обратить внимание и на другие крупные проекты в Сербии, в которых представлена Россия. Очевидно, что рост влияния Запада (и нечестной конкуренции как непременный атрибут западной политики) приведет к давлению на российские активы.
ПАО «Газпромнефть», контролирующая нефтеперерабатывающий завод в Панчево и являющаяся мажоритарным владельцем (56%) компании «Нефтяная промышленность Сербии» (НИС).[iv] Это еще и разведка месторождений и добыча не только в Сербии, но Румынии и Боснии и Герцеговины, а также сеть автозаправочных станций NIS Petrol и Gazprom.[v]
ОАО Российские железные дороги через ООО «РЖД Интернешнл» ведут реконструкцию и модернизацию железных дорог Сербии.[vi]
Можно упомянуть военно-техническое сотрудничество, поскольку Сербия регулярно покупает российские системы вооружений, а вооруженные силы двух стран проводят совместные маневры на постоянной основе.
Что немаловажно — Сербия имеет договор о Зоне свободной торговли с ЕАЭС, что дает значительные преференции для сербский компаний и доступ на рынки России, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Армении. Известно, что примерно 750 сербских компаний экспортируют свои товары на российский рынок.[vii]
Уникальным совместным проектов Сербии и России, который вызывает неудовлетворенную ярость западных «партнеров» является Российско-сербский гуманитарный центр в г. Ниш.[viii] Он предназначен для подготовки специалистов-спасателей широкого профиля, но, прежде всего, пожарных. На его базе проводятся тренинги и обучение, регулярно ведутся семинары для молодежи, сотрудники центра также оказывают помощь в проведении различных мероприятий спортивного характера.
Центр является аффилированным членом Международной организации Гражданской обороны и неоднократно его сотрудники принимали участие в ликвидации последствий пожаров и наводнений в Сербии.
Также в центре есть представительство Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России, на базе которого проходят обучение и подготовку сербские спасатели.
Западные политики и подконтрольные им СМИ, в том числе в самой Сербии регулярно распространяют дезинформацию о том, что центр в Нише является центром русской разведки или проведения каких-то особый спецопераций. Между тем, руководство центра открыто для контактов со всеми, но западные политики и журналисты почему то не хотят наносить визиты, а дают волю своей фантазии, вероятно, с чьей-то подсказки.
Следует упомянуть и роль Сербии в информационной политике России. Поскольку страны ЕС блокировали попытки создания российских информационных ресурсов на своей территории, телеканал RT Deutsch был зарегистрирован именно в Сербии.
Хотя лицензия соответствовала европейским правилам теле/радио вещания, запуск телеканала вызвал в Германии серьезный переполох и очередные обвинения в неправомерных действиях, что не соответствовало действительности.[ix] Законность лицензии подтвердили и уполномоченные органы Сербии, которым не привыкать к подобным актам информационной войны.[x]
Хотя Россия проводит политику невмешательства и даже по вопросу Косово и Метохии российское руководство неоднократно заявляло, что будет уважать выбор сербского народа, в текущей сложной ситуации есть определенный смысл поставить некоторые точки над «и», рекомендовав руководству Сербии принять определенные меры.
[i] https://www.rik.parlament.gov.rs/
[ii] https://www.glasamerike.net/a/kristofer-hil-ambasadorska-nominacija-srbija-/6354396.html
[iii] https://www.state.gov/joint-statement-on-serbias-national-referendum/
[iv] https://www.nis.rs/ru/
[v] https://www.bbc.com/russian/features-59562776
[vi] https://www.rzdint.ru/activity/project.php?page=RS
[vii] https://tass.ru/ekonomika/7047436
[viii] https://www.ihc.rs/ru/
[ix] https://eer.ru/article/obshchestvo/u64/2021/12/16/5742
[x] https://ria.ru/20211228/rt-1765841130.html
Институт международных политических и экономических стратегий Русстрат
(@russtrat)