Развернутый анализ итогов ЕГЭ-2022 по русскому языку дала Олеся Бондарь
Рособрнадзор подвел итоги ЕГЭ-2022 по русскому языку. В экзамене приняли участие более 647 тысяч человек. Более 140 тысяч участников получили 80 и более баллов, а 2364 участника показали 100-балльный результат. Средний тестовый балл по русскому языку составил 68,3.
Языковая и общекультурная грамотность проверяется через развёрнутый ответ в форме сочинения. Абсолютное большинство участников ЕГЭ 2022 года смогли правильно сформулировать проблему исходного текста и верно трактовали авторскую позицию. По сравнению с прошлыми годами, выпускники 2022 года показали более развитые аналитические способности. Также отмечается положительная тенденция при выполнении заданий на проверку орфографии. Многие выпускники в сочинении объёмом 150–250 слов не допустили или допустили совсем незначительное количество орфографических ошибок. Некоторая тенденция к улучшению результатов отмечается и при выполнении ряда заданий с кратким ответом на проверку орфографических норм.
Любые статистические данные требуют обстоятельного анализа и осмысления.
Средний тестовый балл в этом году составил 68,3. С одной стороны, это хорошо: пятерка начинается с 70. А с другой стороны, результат на 3 балла ниже, чем в 2021 году – 71,4. И уж совсем печальная ситуация со стобалльниками – их число уменьшилось почти на треть. Что произошло?
Снижение среднего балла и уменьшение количества стобалльников в 2021–2022 учебном году имеет объяснение.
Следствие двух пандемийных лет. Обучить специалистов и в целом организовать образовательный процесс в новых условиях удалось в подавляющем большинстве школ России, и в этом огромная заслуга педагогического сообщества, но болели дети, болели учителя, осуществить полноценное восполнение пропущенного учебного материала не всегда получалось, требовалась ответственность всех участников образовательного процесса, требовалась серьезная самостоятельная работа, а это по силам далеко не всем.
Можно ответить на скептическое замечание о том, что в пандемийном 2020 году результаты ЕГЭ были высокими вопреки прогнозам. Этому факту тоже есть объяснение. Во-первых, экзамены были смещены на июль, т. е. добавился еще месяц подготовки. Во-вторых, дистанционному обучению в апреле-мае многие одиннадцатиклассники были рады: высвобождалось время для дополнительной подготовки к экзаменам. В-третьих, в 2020 году государственная итоговая аттестация проводилась в особых условиях, и это позволило выпускникам, не ориентированным на обучение в вузе, не сдавать экзамены, то есть на ЕГЭ пришли мотивированные и хорошо подготовленные ученики. Все это обусловило высокие результаты 2020 года.
Следствие эмоциональной неготовности к экзамену. У выпускников 2022 года не было опыта эмоционального проживания экзамена. В 2020 году были приняты изменения в Порядке проведения государственной итоговой аттестации, согласно которым отметки годовые приравнивались отметкам экзаменационным, а сами экзамены для девятиклассников не проводились.
Разумеется, такое решение диктовалось сложившейся эпидемиологической ситуацией и было абсолютно оправданным, но на практике обернулось для выпускников эмоциональной неготовностью к экзамену, недооценкой его сложности и переоценкой своих сил.
Ситуация этого года принципиально другая. Выпускники 2023 года в старшей школе, когда идет активная подготовка к экзаменам, учились в привычных условиях (привычная продолжительность урока, сведенный к минимуму дистанционный формат, прогнозируемые сроки и продолжительность каникул). Последствия пандемии во многом преодолены, в 9 классе эти ребята уже сдавали экзамены (только 2 обязательных, но сдавали) и эмоционально к ним готовы. Думается, что в этом году можно ожидать повышение результатов на 2–3 балла по всем предметам. Повышение кажется незначительным, но только на первый взгляд. Пресловутые 2–3 балла – возвращение на позиции 2021 года, а чтобы достичь результатов более высоких, еще понадобится некоторое время.
Прогноз может казаться неутешительным, но работа со статистическими данными ЕГЭ с 2003 года, т. е. практически с самого начала появления этого формата экзаменов, показывает, что процесс повышения результатов идет медленно, в среднем приблизительно на 2, в отдельных случаях на 3 балла в год.
Олеся Бондарь, заслуженный работник образования, учитель высшей квалификационной категории, участник Международного съезда учителей и преподавателей русского языка, эксперт экзаменационных комиссий