Получится ли у Вашингтона отремонтировать евроатлантическое единство «лучше прежнего»?

4:23, 15 июня 2021
publication-4644

МОСКВА, 15 июня 2021, Институт РУССТРАТ.

13 июня 2021 года завершилась трехдневная встреча «Большой семерки» в британском Корнуолле, на которой впервые с начала эпидемии COVID-19 лидеры государств участвовали лично.

Во всех смыслах она оказалась знаковой. Если в эпоху Трампа итоговый документ совещания глав ведущих стран планеты занимал от силы пару страниц, то в этот раз результирующее коммюнике заняло 27 страниц и содержало много всего интересного.

Во-первых, в европейской повестке внезапно мало места оказалось отведено России. Формально G7 дружно выразили желание добрососедские отношения с Москвой восстановить. Но обставлено оно таким набором условий, что сразу видно – «дружба» с «Большой семеркой» снова Западом заведомо понимается как процесс исключительно на западных условиях, которые Кремль обязан принять безоговорочно.

В том числе, признать свою вину за Крым, за Скрипаля, за хакеров, за попрание принципов демократии, за террор против оппозиции и всяких прочих обвинениях, взятых Западом даже откровенно с потолка. И даже в этом случае сотрудничество предполагается лишь в тех локальных направлениях, которые несут выгоду членам G7. Во всех прочих моментах все, включая санкции, остается без изменений.

Во-вторых, G7 прямо ополчилась против Китая. В этот раз, помимо общих сетований про недопустимость милитаризации Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей, лидеры «Большой семерки» расширили претензии к Пекину требованием прекратить геноцид уйгур, остановить экономическую и идеологическую экспансию (везде – от ЮВА до Африки, Ближнего Востока, Европы и США) и прекратить подрыв мировой демократии.

Тут, надо признать, американцам удалось «Семерку» в достаточной степени сплотить и начать мобилизацию в целях будущей «большой войны с Красным драконом». Сейчас, конечно, все там говорят о стремлении разрешить проблему исключительно мирными методами, но уже понятно, что мобилизация преследует цель формирования политического и экономического тыла, допускающего и войну горячую.

Для любой войны, как известно, нужны деньги. С этой целью министры финансов «Семерки» договорились о минимальном глобальном корпоративном налоге в размере не менее 15%, получившем название «Соглашения о международной налоговой справедливости». Другой вопрос, что остается туманным механизм реализации идеи.

В кулуарах допускают два варианта дальнейшего развития событий. Первый предполагает распространение нормы на все страны Европы, включая ЕС, на том основании, что в работе G7 принимали участие глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и председатель Евросовета Шарль Мишель, тем самым как показывая согласие на эту идею руководства всего Евросоюза. Но получится ли заставить перейти на это правило, скажем, Ирландию, вызывает очень большие сомнения.

Впрочем, допускается и другой вариант – взымать в пользу местных бюджетов с ТНК разницу между упомянутой «минимально обязательной корпоративной налоговой ставкой» и конкретной ставкой корпоративного налога в конкретных офшорных гаванях, где эти корпорации «собирают прибыль для оптимизации налогообложения».

Может ли из этого что-то получиться – вопрос остается открытым, так как за внешним лаком официальной идеи мероприятия Build Back Better (англ. — «Построить лучше, чем было») всплыли весьма нешуточные внутренние страсти.

Например, «сосисочная» война между Лондоном и Брюсселем по поводу дальнейшего налогового статуса Ирландии. Если кто забыл, в конце июня истекает срок временного переходного периода, по окончании которого между Ирландской Республикой (входящей в ЕС) и Северной Ирландией (не входящей в ЕС, являющейся частью Соединенного Королевства) должна появиться таможенная граница.

Лондон на это пойти не может ввиду очень ненулевого риска возрождения гражданской войны в Северной Ирландии. Поэтому Борис Джонсон заявил, что переходный режим на границе двух Ирландий Лондон готов сохранять даже в одностороннем порядке. В ответ на что Евросоюз грозит введением жесткого пакета экономических санкций против Британии.

Вторым камнем преткновения стала непримиримая позиция Берлина по поводу «Северного потока – 2». Германия решительно не желает отказываться от идеи стать ведущим газовым хабом Европы. Если кто русский газ у России покупать напрямую не хочет, то ФРГ с радостью будет поставлять свой, «немецкий», который по факту тот же «русский», но с демократическими надбавками в цене.

Судя по итоговому коммюнике, формально встреча нацеливалась на самые глобальные вопросы «большой политики», но фактически она очень быстро распалась на серию двусторонних переговоров, в которых каждый пытался решительно тянуть одеяло только на себя.

Даже заявленный проект «европейской консолидированной помощи развивающимся странам», открыто позиционирующийся как противовес китайскому «Поясу и Пути», в конечном счете, оказался «очень хитрым». По нему, страны, желающие европейскую помощь получить, должны сначала взять кредит у МВФ, чтобы нанять на эти деньги европейские инфраструктурные компании.

Словом, в медийной плоскости «отремонтировать лучше, чем было» у G7 получилось, а Вашингтон даже сумел добиться видимости дисциплины в будущей битве с Китаем. Но слишком многое указывает на то, что все эти «успехи» продержатся, фигурально выражаясь, лишь «до первого счета за банкет».

publication-4644Институт международных политических и экономических стратегий Русстрат

(@russtrat)