Почему Россия неизбежно заберет Африку у Франции
МОСКВА, 08 июня 2021, Институт РУССТРАТ.
Президент Франции Франсуа Макрон впал в истерику. И ладно бы из-за происков Боширова с Петровым в Европе или разгорающегося скандала с американской прослушкой европейских лидеров через Данию. Так ведь нет.
Обидели французского президента власти и местные лидеры африканской Республики Мали, заявившие, что французы обеспечить порядок в их стране не в состоянии, а их действия скорее наоборот, усиливают раскол. Тогда как в соседнюю Центральноафриканскую Республику пришли русские, и всего за три года какой положительный прогресс. А до того русские справились с аналогичной проблемой в Сирии. В общем, «как было бы здорово, если бы эти специалисты нашли возможность завернуть и к нам».
Лидеру Пятой республики это не понравилось настолько, что Африканский союз приостановил членство Республики Мали в своей организации «до восстановления там конституционного порядка». Париж намекнул на создание для Мали серьезных экономических проблем «в зоне Франкофонии» (денежная система всех бывших французских колоний в Африке жестко привязана к французскому франку, а теперь – по инерции, к евро).
Более того, лидер Франции открытым текстом заявил, что Париж готов полностью вывести французские войска из Мали в том случае, если страна и дальше пойдет по пути углубления исламского радикализма. В общем, пусть у вас там с ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ) дальше воюет кто-нибудь другой.
Последнее вызвало шок уже у британцев, бельгийцев и ряда других европейских правительств, также участвовавших в «миссии ООН в Мали» своими воинскими контингентами. Например, Лондон там держит целых 300 штыков, которых, в случае ухода французских парашютистов и иностранного легиона, не хватит для обеспечения контроля даже над одной лишь столицей.
В определенном смысле Макрона понять можно. Переформатировав под новые внешние реалии свою политику, Франция продолжает отчаянно пытаться сохранить свое доминирование над бывшими колониями в Африке, по сей день составляющими основу ее источников сырья и, следовательно, материального благополучия.
В нынешние времена с экономикой вообще все не просто. США свой рынок для европейских товаров и даже продовольствия закрывают. Конкуренция с Китаем тихой сапой проигрывается. Российский рынок тоже закрыт из-за санкций, в которые Париж столь необдуманно вляпался в 2014–2015 годах.
Важный в экономическом смысле Ближний Восток американцы сначала подожгли цветными революциями, а теперь явно проигрывают туркам и особенно русским. Для «ведения бизнеса» у Парижа остается не так уж и много вариантов.
Но проблема в том, что, пытаясь максимально законсервировать старую колониальную модель, Париж одновременно всячески блокирует и любое внутреннее развитие на подконтрольных территориях. Тем самым повторяя испанскую ошибку в Нидерландах, закончившуюся Нидерландской революцией 1566-1609 годов. Для формировавшихся местных буржуазных элит в испанской системе власти просто не предусматривалось места, что автоматически ставило их в безвариантные принципиальные противники испанской короны.
Использовать расклад в свою пользу пытается Турция, также заинтересовавшаяся идеей возрождения чего-то похожего на Османскую империю. В рамках которой рост популярности исламских религиозных идей оказывается неплохим козырем.
В конце концов, с «черными бармалеями» в Сирии и Ираке Анкара, в свое время, наладила вполне выгодное для себя и достаточно успешное сотрудничество, полагая, что сумеет подгрести под свою руку, не только «умеренных демократических радикалов», но и взять под контроль абсолютно всех «новых лидеров», тем самым сформировав «новое османской пространство» от Средней Азии до Северной и Центральной Африки включительно.
Правда как раз в Африке это работает плохо. Вместо относительно вменяемых и на турецкое лидерство согласных «зеленых бармалеев», так называемая Зона Сахеля все глубже погружается в откровенно «черный» бармалейский радикализм, формирующий проблемы не только европейским странам, или западной демократии в целом, но и усиливающий внутреннюю гражданскую войну, справиться с которой оказываются бессильны даже войска ООН.
Словом, в Центральной Африке углубляется откровенный вакуум геополитической силы, в зону которого уже откровенно затягивает Россию, как единственную страну в мире, способную предложить местным противоборствующим группировкам совершенно новую цивилизационную модель, позволяющую без конфликта совместить как российские, так и собственные местные экономические и политические интересы.
Процесс, конечно, идет не быстро. Москва еще только нащупывает контуры собственной технологии, но геополитически он уже стал фундаментальным. Просто потому что никто из наших конкурентов по планете банально не в состоянии предложить никакого лучшего решения.
Да, противник еще располагает возможностями побрыкаться хотя бы локально, как, например, в истории с российской морской базой в Судане, правительство которого то сначала двумя руками выступало за, а теперь, не без американского участия, резко сменило позицию на противоположную. Но на общую динамику процесса это уже влияет мало – «караван должен идти вперед, а Табаки пусть лают».
Институт международных политических и экономических стратегий Русстрат
(@russtrat)