«Дети-звезды и опасность славы в раннем возрасте», – мнение психолога Светланы Дмитриенко
Психолог, основатель академии «Эмердженция» Светлана Дмитриенко рассказала о том, чем актерская слава в раннем возрасте опасна для ребенка.
«Актерская слава в детстве – билет куда? В безбедное будущее или в алкоголизм, наркоманию и раннюю смерть? От кого и от чего зависит судьба ребенка?
Вспомните блистательную Дрю Берримор из фильма “Инопланетянин”. Или Ольгу и Татьяну Юкиных из “Королевства кривых зеркал”, Владимира и Юрия Торсуевых из “Приключений Электроника”, Егора Дружинина, сыгравшего в “Приключениях Петрова и Васечкина”, Алексея Фомкина – Колю из фильма «Гостья из будущего». Зрители восхищались:
— Режиссеру браво!
Но, стоп!
Дрю Бэрримор уже в 13 лет попала в психиатрическую клинику с зависимостью от алкоголя и наркотиков. Справилась и продолжила актерскую карьеру.
Сестры Юкины актрисами не стали. Против была мать. Они так и не нашли себя в ни в какой профессии. Обе увлеклись алкоголем и умерли друг за другом в 51 и в 57 лет.
Успешно сложилась судьба братьев Торсуевых и Егора Дружинина.
Алексей Фомкин начал пить и «токсикоманить» ещё в школе. 23 февраля 1996 года после вечеринки сгорел в чужой квартире.
Почему такая разная судьба? Предлагаю посмотреть за кулисы и системно понять причины.
Начнем с того, что корень не на съемочных площадках, а в школах актерского мастерства. Основных в мире две: системы Константина Станиславского и Михаила Чехова – племянника известного драматурга Антона Чехова.
Система Станиславского, по которой работает и Голливуд, подразумевает глубокое погружение в образ. Станиславский предлагает не играть роль, а жить в ней – до окончания съемок. Режиссеры требуют, чтобы ребенок сейчас искренне смеялся, а уже через минуту разозлился или загрустил.
Такая актерская игра тяжела и для взрослого человека, а что говорить о детях? Чтобы сыграть по Станиславскому, необходимо сломать ядро личности и психику, только после этого режиссер скажет “верю”.
Получается, актер не выходит из роли даже за пределами съемочной площадки и живет своим героем – его поведением, предпочтениями, эмоциями.
Михаил Чехов был учеником Станиславского. Он строго следовал его системе, но однажды заработал нервный срыв. Тогда он предложил свою систему: актер изображает переживания героя на основе своего творческого воображения. Сыграл роль на площадке – вышел из образа и снова ребенок со своими интересами и желаниями. Актер играет по сценарию, но роль в себе он включает и выключает.
В чем проблемы?
— Детская психика легко ломается, и для неокрепшего ядра личности актерство – это испытание. Если же психика и ядро личности успели сформироваться, то ее все равно сломают на съемочной площадке, требуя, чтобы ребенок сыграл роль отлично.
— Актер, который играет по системе Станиславского, часто не знает, чем занять промежутки между фильмами. Ведь он привык к игре. Чтобы переждать, забыться и выгрузить агрессию, он уходит в наркотики, алкоголь и секс. У большинства актеров мы можем наблюдать раскол личности, который проявляется после съемок.
— Третья проблема кроется в обеих системах игры – и по Чехову, и по Станиславскому. Если у ребенка не успело сформироваться ядро личности и нейрология, то он начинает надевать маски. У него не формируется свое лицо. Молодой актер видит, что он в центре внимания. Мир его любит, когда он играет роли и кривляется, именно тогда он привлекателен. Но кто он без этой роли, никто не представляет. Он обманывается и страдает.
Дети, у которых сформировалось ядро личности, могут высказывать свое мнение, быть недовольными, шалить и иметь интересы за съемочной площадкой. Такие восходящие звезды часто непослушны, и режиссеры говорят, что с ним трудно.
Но как тогда работает система киноиндустрии, если внутри нее меньшие системы дают сбой? Режиссеры гонятся за прибылью и хайпом у зрителя, и выжимают из детей-актеров все. Родители в шоке от последствий, юные звезды проваливаются в зависимости и транслируют свое поведение на многомиллионную массу поклонников. А еще большая система – государство – получает поколение со сбитыми прицелами.
Каким может быть решение для всех систем?
Сместить фокус психолога, который работает на съемочной площадке, с реалистичного кадра любой ценой на здоровую психику ребенка.
Психолог консультирует режиссера, как бережно работать с детьми и получать живую картинку. Режиссер достигает цели – прибыли и интереса у зрителей. Родители радуются успехам ребенка, который сохраняет баланс перед камерой и за ней. Юный актер развивается гармонично и своим образом говорит фанатам:
— Делай, как я! Будь, как я!
Государство получает здоровое поколение и укрепляет нацию.»
Светлана Дмитриенко – практикующий психолог, основатель академии «Эмердженция»