Закавказье: Достижение европейской дипломатии или «повторение пройденного»?
МОСКВА, 23 декабря 2021, Институт РУССТРАТ.
Урегулирование в Закавказье перешло в активную дипломатическую фазу. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу анонсировал встречу спецпредставителей Турции и Армении по вопросам нормализации отношений между странами в ближайшее время.
Прошла и встреча в Брюсселе премьер-министра Армении Николы Пашиняна и президента Азербайджана Ильхама Алиева. Лидеры двух стран пообщались в ходе саммита где проходил саммита «Восточного партнерства» (так называют встречу глав государств Евросоюза и стран-частников проекта – Армении, Азербайджана, Грузии, Украины, Молдавии).
Важно напомнить: первоначальной основой для переговорного процесса, и с этим согласны обе стороны, стала ноябрьская встреча в Сочи, где при участии президента России Владимира Путина, были намечены главные направления поисков компромиссов.
Два «коридора» – один подход?
В Брюсселе «третейским судьей» между сторонами стал председатель Евросовета Шарль Мишель Он же провел переговоры с каждым из лидеров лично еще до первой трехсторонней встречи, которая началась поздно вечером во вторник и завершилась за полночь. В четверг стало известно, что по инициативе французской стороны лидеры встретились еще раз – уже в присутствии президента Франции Эммануэля Макрона.
На мой взгляд, важно отметить, кроме трехсторонних встреч, лидеры двух стран около пяти часов обсуждали проблемы взаимоотношений наедине.
Чего же удалось достичь в ходе столь интенсивного общения? Ряд экспертов склонны расценивать результаты переговоров Николы Пашиняна и Ильхама Алиева как значительный шаг в сторону нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном. Попытаемся понять, так ли это на самом деле. Стороны согласились урегулировать проблему так называемого Зангезурского коридора. Правда, следует отметить: основа для этих договоренностей была уже заложена при участии России. В Брюсселе на первом этапе переговоров не удалось договориться по поводу судьбы другой важнейшей коммуникации (Лачинского коридора), связывающей Армению с Нагорным Карабахом. Баку категорически настаивал на установке в Лачинском коридоре своих пропускных пунктов, что совершенно неприемлемо для Еревана.
Однако после личной встречи Пашиняна и Алиева, в ходе переговоров все же удалось достичь определенного компромисса. В совместном заявлении по итогам трехстороннего диалога говорится: «Было решено приступить к восстановлению железнодорожных линий с соответствующими мерами пограничного и таможенного контроля на основе принципа взаимности». И еще раз хочется отметить – практически те же формулировки озвучивались еще 1 декабря в Москве в ходе очередного заседания трехсторонней комиссии, в которую входят вице-премьеры Армении, Азербайджана и России.
Турецкий фактор
Так что, ничего нового на брюссельском саммите не произошло? Произошло… Правда, эти события вряд ли можно расценивать в качестве повода для оптимизма, пусть даже сдержанного.
Генсек НАТО Йенс Столтенберг встретился только с одним из лидеров — Ильхамом Алиевым. И хотя пресс-служба альянса поспешила заявить, что данную встречу не следует рассматривать, как предвзятость, подобная «избирательность» руководителя Североатлантического альянса не может не вызывать озабоченности. И для этого есть, как минимум три серьезных мотива.
Первый – Азербайджан является поставщиком природного газа четырем членам НАТО, что в контексте борьбы интересов вокруг российского газопровода «Северный поток – 2», является одним из факторов энергетической безопасности региона. А, по мнению господина Алиева, высказанному на встрече с натовским генсеком, энергетическая безопасность напрямую связана с национальной безопасностью стран участниц блока.
Второй, на мой взгляд, не менее важный мотив – лоббирование интересов азербайджанской стороны Турцией, имеющей свои далеко идущие планы в данном регионе. Как член НАТО Турция обеспечивает присутствие сил альянса в противовес российскому участию. В связи с этим следует ожидать усиление роли Турции на Южном Кавказе, что не может не беспокоить Россию.
И, наконец, тема российского влияния в данном вопросе. Непредвзятый анализ не позволяет назвать результаты «брюссельской встречи» крупным достижением европейской дипломатии. В основном это повторение того, что уже обсуждалось на российских площадках. Но в Москве не испытывают ревности по данному поводу. Более того, Владимир Путин в своем телефонном разговоре с президентом Франции Эммануэлем Макроном отметил, что «встреча руководителей структур Евросоюза с Ильхамом Алиевым и Николом Пашиняном будет полезной», и «поддержал целесообразность активизации работы по линии сопредседателей Минской группы ОБСЕ», куда входят Россия, США и Франция.
«3+3» – новый формат?
К сожалению, ЕС и НАТО вряд ли возможно «заподозрить» в такой же доброжелательности. Каждый из них старается перетянуть одеяло на себя. Прослеживается желание создать альтернативную России переговорную площадку для достижения собственных целей в регионе.
Тогда как Россия мыслит глобально и пытается разрешить тот сложный клубок взаимоотношений, который сложился в Закавказье в постсоветский период. Это и проблемы Грузии с ее бывшими автономиями, это и транспортный коридор, который связывает Северный Кавказ с Закавказьем и в частности с Арменией. Список этот длинный.
И сейчас российская сторона активно работает над подготовкой встречи в формате «3+3» (Азербайджан, Армения, Грузия – Россия, Турция, Иран). Впрочем, по своему участию в переговорах Тбилиси все еще определяется. Замглавы МИД РФ Андрей Руденко считает, что необходимо обсудить в целом ситуацию в регионе в контексте последних событий.
Стоит подчеркнуть, что традиционно роль России в регионе всегда носит стабилизирующий характер. Всего лишь каких-то два века тому назад Россия смогла защитить Грузию и Армению от поглощения Турцией и Персией. Россия пришла на Кавказ по просьбе тогдашнего руководства этих полуфеодальных стран. Сегодня мы находимся на другом историческом витке, и мы вновь пытаемся вернуть мир и стабильность в этот соседний регион.
Елена Панина – директор Института РУССТРАТ
(@russtrat)