Включение Сирии в ОДКБ отвечает интересам России

1:50, 27 августа 2021

МОСКВА, 27 августа 2021, Институт РУССТРАТ.

Начальник Главного военно-политического управления Министерства обороны России Андрей Картаполов на днях заявил о возможности включения Сирии в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Устав ОДКБ не является догмой, он должен отвечать непосредственной обстановке, если такой шаг будет выгоден всем участникам Договора, включая Сирию, то почему бы и нет.

В целом верно, однако напрашивается вопрос о степени реальности подобной перспективы. Любая монета, как известно, имеет две стороны, одновременно отвечающие на вопрос «зачем». Зачем такое нужно России, и как на эту идею посмотрят остальные партнеры по ОДКБ?

На первый взгляд, инициатива генерал-полковника Картаполова выглядит странно. На протяжении десятилетий ОДКБ являлась проектом ради самого проекта. Формально военный союз с Россией у Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана как бы есть, в его рамках проводятся встречи в верхах и периодические учения армейских частей, но фактически мало кто верил в готовность союзников отправлять свои войска на защиту «не своих интересов». Появление в этом тихом пруду Сирии выглядит неинтересным решительно никому.

Но такой картина предстает только на первый взгляд. Подобное положение, как минимум, не устраивает Россию, для имиджа которой «военный блок, которого нет» наносит ущерб. К тому же нельзя сбрасывать со счетов и резкое изменение обстановки в Афганистане, угрожающее усилением масштаба экспансии исламистского радикализма в Среднюю Азию. Коллективно защищаться от которого в регионе, безусловно, надо, и даже механизм для этого подходящий имеется, только вот работает он откровенно плохо.

Это покажется странным, но именно появление Сирии в составе ОДКБ способно обеспечить необходимые условия для коренной модернизации военно-политического союза.

Во-первых, в отличие от абстрактного международного терроризма, исламистский радикализм вполне конкретен и для правящих элит стран Средней Азии более чем понятен. Особенно в связи с возвратом талибами (организация, запрещенная в РФ) власти над Афганистаном. Хотя разговоры о подобной перспективе велись на протяжении почти семи лет, среднеазиатские армии к эффективному отражению такой угрозы оказались не готовы.

Их, от рядового до высшего командного состава, надо учить, но делать это только на мирных полигонах малоэффективно. Вхождение в состав ОДКБ Сирии потенциально способно предоставить возможности организации боевой учебы «в условиях, близких к реальным». Как это работает, можно легко увидеть на примере роста эффективности российской армии, помогающей правительственным войскам САР с 2015 года.

Причем, что важно, «учиться» союзники смогут фактически против того же самого противника, с которым им неизбежно предстоит столкнуться у себя дома в самое ближайшее время. И если вопрос согласия на принятие Сирии в ОДКБ они «динамить» еще могут, то защищаться от вооруженных исламистов на собственной территории им придется в любом случае. Это весьма сильный стимул. По крайней мере, для союзников из Средней Азии. Так как Минск в текущей конфигурации событий делать вид, что происходящее его не касается, будет способен еще долго.

Во-вторых, одной из ключевых проблем рыхлости ОДКБ является постоянное стремление «союзников» к «многовекторности», выливающееся, в том числе, и в заигрывания с Западом, в особенности с США. Прием в Организацию Сирии с этой вольницей автоматически покончит.

Возникнет ситуация, прямо прописанная в уставе Организации – нападение внешнего противника на одного из союзников. В Сирии оно реализовано в чистом виде – американские воинские подразделения незаконно находятся на территории САР и фактически, пусть и опосредованно через местных курдов, ведут войну с правительственной армией Сирии.

Таким образом, членам ОДКБ придется выбирать «с кем дружить». Пока совсем не факт, что выбор они сделают в пользу России, но и махнуть шашкой, в стиле «я ухожу», им уже не позволяет динамика развития событий в Афганистане. Правящие элиты Средней Азии догадываются, что США им не поможет, а самостоятельно, без России, они попросту не устоят.

Словом, озвученная начальником Главного военно-политического управления Министерства обороны России идея, по меньшей мере, интересна и является прекрасным пробным шаром для союзников, которым предлагается задуматься над своей позицией. Выйдет из нее что-то или нет – вопрос пока открытый. Но что постоянно сбоящий из-за союзников военный блок Москве надоел и она приступает к его модернизации – это очевидно.

Институт международных политических и экономических стратегий Русстрат

(@russtrat)