США начинают новую игру в Закавказье
МОСКВА, 08 мая 2021, Институт РУССТРАТ.
После того, как госсекретарь США Энтони Блинкен в телефонном разговоре с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым сообщил, что президент Джо Байден уведомил Конгресс, что администрация продлевает срок действия исключения 907-й поправки, позволяющего США оказывать помощь Азербайджану, которая была ограничена в связи с конфликтом Баку с Ереваном и ситуацией вокруг Нагорного Карабаха, возникло множество вопросов.
Первый: нужна ли сейчас военная помощь США Азербайджану после его победоносной карабахской войны, в результате которой он вернул под свой контроль утраченные ранее районы? Если да, то для чего?
Второй вопрос: в октябре 2020 года, когда шла карабахская война, будучи кандидатом в президенты США Байден заявлял, что «администрация президента должна восстановить действие 907-й поправки и обязана полностью выполнять ее требование, чтобы остановить поток военной техники в Азербайджан». Он также осудил участие Турции на стороне Азербайджана в этой войне, что в целом создавало ощущение, что негативно оценивает сформировавшийся турецко-азербайджанский военно-политический альянс.
Сейчас Байден, уже в статусе президента США, грозит Турции санкциями за приобретение российских комплексов С-400, а также за то, что политика Анкары в Ливии, Сирии, Восточном Средиземноморье и других регионах якобы «угрожает национальным интересам Соединенных Штатов». Но сейчас он открывает режим наибольшего благоприятствования для сотрудничества с союзным с Турцией Азербайджаном. Что бы это значило?
Наконец, буквально на днях Байден заявил о признании Геноцида армян, что вызвало негативную реакцию как в Турции, так и в Азербайджане. Такая эквилибристика в подходах со стороны Белого Дома наводит на мысль о том, что Вашингтон готовит новый сценарий действий в регионе, где, по оценке американского издания The National Interest, «очерчены новые расширенные границы российского влияния».
Речь, конечно, идет главным образом о присутствии в Нагорном Карабахе российских миротворцев. И не только. После карабахской войны, в которой присутствие США не было никак не обозначено, стали складываться реальные признаки и предпосылки дрейфа Баку в сторону Москвы и его участие в евразийских проектах.
Вашингтон, похоже, пытается этому помешать, разжимая прежние тиски сдерживания и давления. Но окажется ли это достаточным для США, чтобы удержать Азербайджан в зоне своих интересов или им придется менять и свои прежние подходы к урегулированию нагорно-карабахского конфликта?
На данный момент Баку иной подход вряд ли примет. Но тогда Байден вступает в жесткий политический клинч с влиятельной армянской диаспорой, имеющей активную поддержку в конгрессе, хотя Блинкен заявил, что «военная помощь Азербайджану не подорвет и не помешает текущим усилиям по мирному урегулированию карабахского конфликта».
В свое время в одном из докладов университета Джона Хонкенса говорилось, что «ограничения на помощь США были призваны помочь Армении преодолеть эмбарго Азербайджана, но они дали негативный эффект, ограничив возможности США влиять на политику Баку». Теперь ситуация меняется.
Некоторые эксперты утверждают, что дискуссии о возможности полной отмены 907-й поправки актуализировались в связи с так называемым «Зангезурским коридором», контуры которого обозначены в трехстороннем мирном соглашении Россия-Азербайджан-Армения. Речь идет о создании коммуникации из западного Азербайджана в Нахичевань через территорию Армении. И с этим проектом начинают связывать интересы Байдена в регионе.
Не случайно Алиев в разговоре с Блинкеном подчеркивал «важность открытия коммуникаций в регионе» в деле «обеспечения долгосрочного мира». Но в Армении по этому поводу ведется активная дискуссия: предлагаются разные варианты продолжения будущей коммуникации с учетом экономического развития и других районов Армении, а не только использования ее в качестве транзитной территории.
Этот вопрос очень политизирован, если иметь в виду перспективу прямого выхода Турции на Азербайджан. При этом имеется в виду и то, что после подписания нового ядерного соглашения с Ираном, о своих интересах в регионе может заявить и Тегеран, который настороженно относится к тандему Анкара-Баку и будет стремиться переиграть ситуацию в свою пользу.
Не снят с повестки и вопрос об обмене коридорами – Лачинский в обмен на Мегринский. Вспоминают так называемый «Плана Гобла», который предлагал обменять узкую полосу на армяно-иранской границе на Нагорный Карабах с Лачинским коридором.
Правда, некоторые эксперты заявляют о реализации США так называемой англо-саксонской программы с особым статусом или независимостью Нагорного Карабаха. Но пока нет каких-то четких выкладок и прогнозов, как и нет ясности в контурах затеваемой США новой геополитической интриги в Закавказье с долгосрочной перспективой.
События только начали развиваться. Продление срока действия исключения 907-й поправки, позволяющего США оказывать помощь Азербайджану, может быть только «большим началом».
Институт международных политических и экономических стратегий Русстрат
(@russtrat)