Перспективы Европы при администрации Байдена
МОСКВА, 11 апреля 2021, Институт РУССТРАТ.
Европейские элиты с замиранием сердца следили за эпохальной битвой Байдена и Трампа потому, что в их представлении именно кандидат от демократов ассоциировался с новым будущим для Евросоюза.
Еще на этапе предвыборной компании Джо Байден в программной статье для Foreign Affairs изложил позицию США, в случае его победы. Он обещал не только восстановление порушенных Трампом отношений, но и их переформатирование в соответствии с новыми реалиями.
Европейские элиты воспринимали его слова сквозь призму собственных взглядов, основанных на стремлении новой евробюрократии, не только еще дальше продвинуть Европарламент и Еврокомиссию в направлении обретения власти на Евросоюзом, как высшей и неоспоримой руководящей, а не то только совещательной силы, но и вернуть Европе статус равного с США партнера по коллективному Западу.
Поэтому беда Байдена в США была встречена дружным одобрением со стороны европейского руководства. Однако дальнейшие события показали, что американские и европейские взгляды на будущее Европы в значительной степени различаются.
Приписываемое Байдену выражение «Америка вернулась в игру» на практике означает подчеркивание претензии США на возврат американо-европейских отношений к формуле «любое распоряжение Вашингтона является обязательным к безоговорочному исполнению Европой».
Для Белого дома Европа является лишь одним из факторов сложной мировой геополитики, в которой единственной главной стратегической целью остается победа в конкуренции с Китаем. Любые прочие действия с любыми другими странами, их группами или регионами, по отношению к «китайскому вопросу» вторичны.
Более того, на предложение «вернуться на курс разумных и устойчивых отношений», высказанное членом политбюро КПК и главой комитета по международным делам ЦК Яном Цзечи, после почти недельной паузы, Госдепартамент США сделал встречное предложение: давайте поделим мир.
Вашингтон «отдает» Африку, соглашается на расширение китайского присутствия на Ближнем востоке, а также пересматривает свое отношение к усилению Китая в азиатско-тихоокеанском регионе, в замен на что Пекин полностью прекращает политическую и экономическую экспансию в Европу, фактически соглашаясь отдать ее для поглощения Америкой.
Это главный влияющий фактор, который определит все будущее Евросоюза не только при нынешней «администрации Байдена», но и на перспективу ближайших 8 лет.
Согласно докладу МВФ «Перспективы развития мировой экономики на 2020 год» китайский ВВП уже достиг 24,2 трлн долл, что в 1,16 раза больше аналогичного показателя США (20,8 трлн). Также следует учесть два других момента.
Во-первых, на протяжении истекших 5 – 7 лет руководство КНР стремилось к снижению зависимости национальной экономики от экспорта. К 2020 году доля внешней торговли в ВВП снизилась с 34 до 17%. В то время как итоговый американский показатель получен с учетом экстренного «количественного смягчения» ФРС США, в рамках противоэпидемиологических «экстренных мер» в объеме свыше 9 трлн. долл.
Отсюда следует, что Китай сформировал достаточную внутреннюю основу для продолжения своего экономического роста, в то время как у Соединенных Штатов единственным ресурсом осталась безудержная эмиссия доллара.
Во-вторых, прекращение «эры Трампа» автоматически отменяет попытки американского государства принудить корпорации к возврату производства на территорию США. А длившаяся с 2017 года торговая война с Китаем привела лишь к увеличению размера отрицательного сальдо внешней торговли Америки.
Таким образом, повторяется ситуация, предопределившая вступление США во Вторую мировую войну на стороне Британии, только с поправкой на современные реалии. Знаменитая сделка «торговые права в колониях в обмен на полсотни старых противолодочных фрегатов», позволила Вашингтону сначала проникнуть в британские колонии, а потом и поглотить их, приведя Лондон к крушению его колониальной империи. Ничего личного, просто Америке, для выживания, остро потребовались новые свободные и емкие экспортные рынки.
В настоящее время США находятся в аналогичном положении. И единственным подходящим для ближнесрочной экспансии рынком остается только европейский. Причем, от успеха его колонизации фактически зависит принципиальная перспектива победы в схватке Вашингтона и Пекина в перспективе 2030 – 2040 годов.
Формально США и ЕС являются крупнейшими торговыми партнерами. В 2012 г. на долю стран Евросоюза приходилось 22% американского товарного экспорта и 20% импорта. Доля США в европейском экспорте составляла 18%, в импорте 11%; данные относительные показатели в 2000—2011 гг. имели тенденцию к снижению.
Но фактически структура экономик двух стран серьезно различается. К настоящему моменту 12,7% (326 млрд долл) американской внешней торговли приходится на Канаду и 14% (361 млрд) – на Мексику. Хотя в бухгалтерском смысле обе цифры относятся к категории внешнеторговых отношений, по факту речь идет о внутриамериканском торговом обороте, так как в Канаде и Мексике располагаются заводы американских транснациональных корпораций, полностью ориентированные на сбыт на внутреннем рынке США.
С учетом указанного фактора торговля с ЕС не просто выходит на первое место по общему объему, она делает Евросоюз единственным и главным торговым партнером США (362 млрд), так как ближайший следующий по размеру партнер – Китай – занимает долю размером 18,4% (данные за 2019 год).
Таким образом, если внешнюю торговлю США дисконтировать на долю Мексики и Канады, получается, что торговых партнеров у Америки формально много, но фактически две трети отношений формируются всего двумя – Евросоюзом и КНР. Победить Китай у США пока не получается, что делает американскую геополитическую и экономическую экспансию в Европу неизбежной и неотвратимой.
В свою очередь европейская экономика имеет боле многовекторый характер. Американский вектор внешней торговли является в настоящее время для Евросоюза ключевым; 2-е место в товарообороте ЕС прочно занимает Китай (8% экспорта, 17% импорта), 3-е место — Россия. Впрочем, в деталях картина еще сложнее.
После Brexit Британия также превратилась во внешние партнеры, объем торговли с которой (общий оборот 511 млрд евро в 2019) сопоставим с аналогичным показателем «китайского направления» (559 млрд евро), хотя при этом все понимают, что более 80% европейской торговли с Лондоном на самом деле через Сити проходит транзитом, являясь в действительности торговлей с другими странами.
Также важно отметить, что внешнеторговое сальдо ЕС с КНР и РФ является отрицательным, а с США и «прочими странами» – положительным. Это значит, что Америка на торговле с ЕС деньги теряет, в то время как Евросоюз их зарабатывает. Причем, зарабатывает как в США, так и на Ближнем Востоке, в Африке, в торговле с Индией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Отсюда и вытекает представление части правящей элиты Евросоюза о достижимости отношений с США «на новой основе». О чем, в частности заявил глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан в интервью радиостанции France Inter.
Однако оно ошибочно. И это наглядно показала история с визитом главы МИД ЕС Жозепа Борреля в Москву. Чтобы претендовать на равенство в геополитических отношениях, Брюсселю необходимо продемонстрировать тот же уровень русофобии и глобального геополитического влияния, которым располагают США.
Но, во-первых, фактический масштаб геополитической субъектности Евросоюза для этого недостаточно широк. Более того, в интервью министр иностранных дел России Сергей Лавров прямо сказал, о готовности России прекратить отношения с ЕС полностью. Во-вторых, Вашингтону «равный по могуществу» конкурент внутри «нового мира коллективного запада» совершенно без надобности.
Это значит, что в ближайшие год – два Европа должна быть серьезно ослаблена экономически. Достичь этого можно сочетанием трех действий.
В первую очередь США намерены лишить ЕС доступа к «прочим рынкам». В этой связи Белый дом опять говорит о необходимости расширения санкционного давления на Иран, а также объявил об отмене распоряжений «прошлой администрации» насчет вывода американских войск из Ближнего Востока. Это значит, что война там продолжится, а перспективы экономического восстановления, в том числе с европейским участием, откладываются на неопределенное время.
Во-вторую очередь, новая президентская администрация, как сказано выше, пытается достичь глобальной договоренности с руководством КНР о таком передели планеты, в котором Китай бы согласился не препятствовать американской экспансии в Европу и прекратить собственное туда проникновение.
Третье – необходимо жесткое блокирование любых вариантов торговых отношений ЕС с Россией, тем более ведущих к малейшей перспективе двустороннего политического сближения.
Отсюда следует ряд выводов:
Глобалистская команда Байдена приложит все силы для упрочения привязки Евросоюза к США в классической роли «младшего партнера», несмотря на громкий статус на визитке, сверх всякой меры нагруженного многочисленными обязанностями, но полностью лишенного каких бы то ни было прав в принятии, тем более реализации, самостоятельных стратегических решений.
В экономическом смысле это будет реализовано через асимметричный обмен деньгами. В котором власти США соглашаются сохранить внешнеторговое сальдо с Европой для себя отрицательным, при одновременной компенсации убытков через поступления по иным статьям. Например, через расширение военных расходов европейских членов НАТО до 2% от их ВВП с направлением львиной доли этих денег на закупку американских вооружений и разного рода прочих «оборонных услуг».
Впрочем, такая оценка сегодня уже является методически устаревшей. В новом мире транснациональных финансовых корпораций конкретная территория происхождения прибылей или убытков решающего значения не имеет.
Например, формально немецкий, химический концерн BASF до 60% итоговой операционной прибыли получает от заводов, расположенных в США и сбывающих продукцию преимущественно на американском рынке. Или взять корпорацию Amazon, три четверти выручки и две трети прибыли, получающей на рынках, находящихся за пределами границ Соединенных Штатов.
Таким образом, крупнейшие транснациональные корпорации, в первую очередь финансовые, свою прибыль получат в любом случае, а убытки новой конфигурации мира лягут на местные национальные правительства, сокращая их способность к исполнению социальных обязательств перед своими народами. В переводе на русский, в предстоящие 8 лет следует ожидать неуклонного падения уровня жизни в европейских странах, что будет списываться на негативные экономические последствия эпидемии коронавируса.
Впрочем, от этого раздражение общества никуда не денется, и оно будет канализироваться в рост русофобии. Потому что больше подходящих кандидатов на «во всем виноватые» в мире не осталось. В этих условиях России вероятно удастся успеть достроить «Северный поток – 2», но на перспективу 10 – 15 лет это будет последний сколько-нибудь крупный совместный российско-европейский инвестиционный проект.
Более того, администрация Байдена станет активно поддерживать в Европе «зеленую повестку», включая самые масштабные и наименее экономически или геополитически просчитанные стратегии вроде «водородной энергетики» или вывода европейской промышленности к полной экологической нейтральности к 2040 – 2050 годам. В том числе с закрытием не только угольной или газовой, но и атомной генерации и полным ее переводом на ВИЭ.
Оборотной стороной этой политики неизбежно станет разрушение европейского рынка, особенно в части долгосрочных контрактов, с резким ростом влияния политического популизма. Что означает неумолимость дальнейшего сокращения масштаба российско-европейской торговли.
Также, на примере итогов визита главы МИД ЕС в Москву, особенно состава и тональности его заявления по возвращении, следует понимать, что Европа «при администрации Байдена» станет не просто более русофобской, она во всей политике в целом перейдет на нынешнее американское мировоззрение, основанное на смеси убежденности в праве сильного делать все, что ему вздумается, и доминировании радикального сиюминутного популизма, совершенно далекого от объективности, адекватности и здравого смысла.
В частности, следует ожидать активизации попыток Берлина и Парижа к расшатыванию, а в идеале и полному отказу от соблюдения, ранее достигнутых соглашений по ключевым спорным моментам в Восточной Европе. В первую очередь по Донбассу. Европа, что самостоятельно, что под видом НАТО, непосредственное участие в боевых действиях, конечно, не примет, но попустительствовать развязыванию рук политическим властям Киева станет активно.
Начать новую войну «на юго-востоке» они не располагают необходимыми ресурсами, однако Киев полон желания устроить какую-нибудь громкую провокацию ряди медийной «перемоги над агрессором». Что означает угрозу возникновения какого-то инцидента, которые будет использован Брюсселем и особенно Вашингтоном, в качестве повода «полной изоляции России от Европы».
Институт международных политических и экономических стратегий Русстрат
(@russtrat)