Обычное панство: Польша претендует на газопровод «Ямал – Европа»

20:04, 26 апреля 2021

МОСКВА, 26 апреля 2021, Институт РУССТРАТ.

В 2020 году польская государственная компания PGNiG импортировала 9,66 млрд кубометров «голубого топлива» из РФ, что составило более половины общей потребности страны в газе. Российский газ подают в Польшу через два пункта в Белоруссии и Украине по газопроводу «Ямал — Европа», конечная точка которого находится в Германии. И вот на днях оператор польской сети газопроводов Gaz-System объявил, что планирует перепрофилировать «свой» участок «Ямал — Европы» под собственные нужды. Весь вопрос состоит в том, как поляки намерены проделать это без согласия российской стороны? В ситуации разбирались «Известия».

Ради строительства «энергетической империи»

Как известно, Польша ставит перед собой амбициозные планы построения собственной «энергетической империи». Президент Анджей Дуда 30 апреля прошлого года официально провозгласилначало строительства «Балтийского газопровода» (Baltic Pipe), который соединит Польшу с месторождениями в Норвегии. Ввести его в эксплуатацию планируется 1 октября 2022 года. При этом Польша не просто желает обеспечить себя норвежским газом, а претендует гораздо на большее — а именно на роль нового газового хаба в Восточной Европе.

Именно для этого расширяется терминал сжиженного природного газа (СПГ) в Свиноуйсьце (с 5 млрд кубометров до 7,5 млрд кубометров в год), а в Гданьске готовится к вводу в эксплуатацию плавучий терминал СПГ на 4,5 млрд кубометров. В Свиноуйсьце регазифицируется СПГ, поступающий в Польшу из США и Катара. Кроме того, ведется строительство трубопровода GIPL (Gas Interconnection Poland-Lithuania), призванного соединить Польшу с Литвой.

Эти наполеоновские планы предполагают и капитальную реконструкцию той газотранспортной структуры, что уже присутствует на территории страны. И вот на днях государственная компания Gaz-System представила проект плана развития газотранспортной системы Польши на 2022−2031 годы. Авторы основываются на том, что потребление газа в стране вырастет — и Польша откажется от российского газа в пользу норвежского. В перспективе ближайших десяти лет польский оператор ожидает увеличение спроса на «голубое топливо» на уровне 50%, а в некоторые периоды — даже на 100%. В Gaz-System напоминают, что в минувшем январе несколько морозных дней привели к установлению в Польше нового рекорда суточного спроса потребителей на газ — 88 млн кубометров.

При этом ожидается, что изменение источников поставок непосредственно скажется на работе транзитного газопровода «Ямал — Европа». Этот трубопровод мощностью 33 млрд кубометров «разрезает» Польшу посередине — и является, по сути, питающим стержнем ее газотранспортной системы, хотя официально в нее и не входит. В настоящее время польский участок транзитного газопровода работает в прямом направлении — на Германию. Часть газа из «Ямал — Европы» поступает и непосредственно в Польшу: во Влацлавеке в центре и во Львувеке на западе страны. Однако, если планы Польши об «энергетической империи» (равно как и планы по введению в эксплуатацию «Северного потока — 2») реализуются, то, возможно, скоро эта инфраструктура окажется не нужна.

В Gaz-System рассуждают следующим образом. Если сейчас основные объемы газа страна получает с востока, то переориентация на новые источники переведет точку входа «голубого топлива» с белорусской границы на побережье Балтийского моря. В этой ситуации польскому оператору необходимо было бы заново создавать газотранспортную систему страны — что, конечно, повлекло бы за собой огромные траты. Но в Варшаве решили сэкономить и попросту переориентировать польский участок «Ямал — Европа» на новое направление. Так, до 2024 года этот трубопровод хотят соединить отдельной магистралью с СПГ-терминалом в Свиноуйсьце и «Балтийским газопроводом», а после 2024 года — и со СПГ-терминалом в Гданьске.

Смена профиля

В результате, как рассчитывают в Gaz-System, они смогут наполнять «Ямал — Европу» газом из новых источников. «Активное использование пропускной способности этого газопровода в период, когда в Польше будет построен диверсифицированный и конкурентный рынок газа, позволит эффективно распределить по национальной системе газ, получаемый, в частности, через так называемые Северные ворота (строящегося газопровода Baltic Pipe и терминала СПГ в Свиноуйсьце)», — пообещали в Gaz-System. Для этого польский оператор предполагает после 2024 года построить на «Ямал — Европе» четыре дополнительные точки входа-выхода и добавить к пяти компрессорным станциям ещё одну во Львувеке. Таким образом Gaz-System планирует интегрировать трубопровод в газо-транспортную систему (ГТС) Польши и перевести его на реверсную работу. То есть предполагается поставлять по «Ямал — Европе» норвежский газ и регазифицированный СПГ с запада в центр и даже на восток страны. Затем топливо будет распределяться по новым газопроводам-отводам, включая GIPL, дальше. Соответствующий план передан на рассмотрение правительства Польши.

Конечно, во многом конфигурация работы «Ямал — Европы» после 2024 года будет зависеть и от объема транзита российского газа, поставляемого в Германию. Президент Gaz-System Томаш Штепич рассказал изданию Dziennik Gazeta Prawna, что при сохранении поставок будут применять виртуальный реверс. То есть, российское «голубое топливо» станут отбирать в ГТС страны на востоке и в центре, а в западную часть Польши и в Германию поставят взамен норвежский газ и регазифицированный СПГ. Таким образом, при падении транзита почти все мощности «Ямал — Европы» окажутся в распоряжении Польши. Правда, как отметил президент Gaz-System, оператору необходимо расширить объёмы подземных хранилищ, дабы не исключить сбои в системе поставок.

Тут стоит напомнить, что собственником «Ямал — Европы» выступает предприятие EuRoPol GAZ, в котором по 48% принадлежат «Газпрому» и польской госкомпании PGNiG. Еще 4% находятся в собственности Gas-Trading S.A., которую также контролирует PGNiG. Немаловажно, что 17 мая прошлого года истек срок действия договора о транзите российского газа по территории Польши в Германию. Теперь транзит осуществляется на основании аукционов, где «Газпром» и выкупает транзит. Аукцион на текущий газовый год (с 1 октября 2020-го по 1 октября 2021 года) завершился резервацией 34,04 млн кВт/ч из 34,041 млн кВт/ч, предложенных на вход в польскую ГТС в пункте «Кондратки». На данном аукционе было предложено 90% доступной мощности. Остальные 10% предлагаются клиентам на краткосрочных аукционах: квартальных, месячных и суточных в течение газового года. При этом 10% мощности «Ямал — Европы» до 2023 года будет находиться под контролем EuRoPol GAZ.

Конечно же, это самый интересный и пикантный момент: каким именно образом Варшава намерена присвоить газопровод, находящийся в совместном владении? Заместитель директора российского Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач отмечает, что планы Gaz-System потребуют либо согласования с «Газпромом», либо выкупа его доли в «Ямал — Европе». Но «экономия», которой хотят добиться поляки, перепрофилируя «Ямал — Европу» под новые функции, явно не предполагает готовности выкупать трубопровод по реалистичной цене.

Гривач добавляет: «С другой стороны, они не могут перекрыть транзит российского газа, если таковой будет востребован. И просто пытаются хоть какую-то соломку подстелить, если все-таки транзит окажется не нужен после ввода “Северного потока — 2″». Эксперт не исключает, что Польша может попытаться снизить долю «Газпрома» в EuRoPol GAZ инвестициями в «свой» участок «Ямал — Европы». Также, не исключено, что Варшава пойдет по пути искусственного снижения рыночной стоимости активов EuRoPol GAZ. Пока же поляки агитируют Германию отказаться от реализации проекта по строительству газопровода «Северный поток – 2» ради «европейской солидарности».

Отобрать или выкупить?

Ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков сказал «Известиям», что тема энергетической политики и энергетической безопасности, безусловно, занимает в польской политической повестке одно из самых важных мест. «Например, не так давно в Сейме была создана парламентская группа по “энергетическому суверенитету”. Её представители выступают против снижения роли угля в энергетике страны. Такое снижение, по их мнению, приведет лишь к дальнейшему усилению зависимости Польши от российского газа», — отмечает эксперт.

По словам Нейжмакова, дальнейшая судьба польского участка газопровода «Ямал-Европа» будет зависеть от того, действительно ли Варшава найдет в себе решимость пойти на совсем уж беспрецедентное обострение отношений с Россией. «Дискуссии по данному вопросу ведутся, прежде всего, вокруг вопроса, возможна ли полная потеря “Газпромом” доли в EuRoPol GAZ SA, являющейся собственником польского участка газопровода. Однако в обозримом будущем сценарии, при которых российскую сторону вынудили бы отказаться от доли в этой кампании, вряд ли реалистичны. Для этого, например, должно было бы произойти очень серьёзное ослабление внешнеполитических позиций России. Либо сам газопровод должен был утратить для интересов Москвы всякое значение. Также не будем забывать, что решения акционерами EuRoPol GAZ SA должны приниматься по принципу консенсуса. Потому что проигнорировать “Газпром” и его позицию в вопросах о будущем использовании польского участка трубопровода “Ямал-Европа” у Варшавы вряд ли получится», — считает Нейжмаков.

На данный момент «Газпром» обеспечивает 68% совокупного потребления газа в стране — но скоро, судя по всему, потеряет эту долю рынка. В российском Институте международных политических и экономических стратегий (РУССТРАТ) задаются вопросом: хорошо это или плохо для России? «Если смотреть на то, что за 2020 год Варшава потребила 9,8 млрд кубометров, то “Газпром” потеряет рынок на 6,6 млрд кубометров, и это плохо. У нас, пусть и всего менее чем на процент, сократится объем валовой выручки. А вот если оценивать в совокупности, то переход на в полтора-два раза более дорогой американский газ увеличит расходы поляков на энергетику, вызвав потерю до 2,2% их ВВП. С перспективой сваливания в “украинский” сценарий, когда цены на газ для конечного потребителя начинают не просто расти, а подниматься уже буквально в разы от сезона к сезону. Практически вне зависимости от рыночной конъюнктуры на спотах. Это значит, что газ станет существенно менее доступным для населения, и особенно для крупных промышленных потребителей, у которых с деньгами в Польше и без того не густо», — отмечают в РУССТРАТ.

Впрочем, проблемы польского потребителя Россию очевидным образом волновать не должны. Куда важнее перспектива незаконного завладения российской собственностью. Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович считает, что ситуация может развиваться по-всякому. «Что они могут сделать с долей “Газпрома” — выкупить принудительно или национализировать. Но это возможно только в случае с какими-то экстраординарным событиями. Не дай бог, например, боевые действия или разрыв международных отношений — и Польша решает национализировать российские активы на своей территории. Это беспредел, но теоретически так может быть. Других способов заставить российскую газовую компанию продать долю нет. Разве только если они введут собственные антимонопольные правила», — заключает эксперт. Ближайшее время покажет, какой способ действий выберет Варшава в этом вопросе.

Владимир Веретенников

Институт международных политических и экономических стратегий Русстрат

(@russtrat)