Для чего США понадобился канал Стамбул?
МОСКВА, 15 мая 2021, Институт РУССТРАТ.
Канал Стамбул – это проект искусственного водного пути, который простирается от Черного до Мраморного моря по европейской (западной) части Стамбула. Хотя аналогичные версии подобного канал предлагались в прошлом, в окончательном виде проект стамбульского канала был объявлен в 2011 году тогдашним премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом. А первый тендер по проекту был проведен 26 марта 2020 года.
Канал Стамбул, который начнется от озера Бююкчекмедже и пройдет к западу от озера Теркос, будет длинной 47 км, шириной 140 м и глубиной 25 м. Благодаря этому каналу Босфор будет полностью закрыт для движения танкеров, а в Стамбуле будут образованы два новых полуострова и новый остров. Канал Стамбул будет односторонним.
Предполагается, что размеры крупнейших судов, которые смогут пройти через канал, будут выглядеть следующим образом. Максимальный размер судна, длина -275-350 м, ширина – 49 м, осадка – 17 м, высота бортовой части – 58 м. Согласно презентации, подготовленной Министерством транспорта и инфраструктуры в 2018 году, общая стоимость канала Стамбул оценивается в 20 млрд долларов. Однако специалисты говорят, что такая стоимость не очень реалистична.
Новая функция канала Стамбул и Конвенция Монтрё
Согласно официальным заявлениям, сделанным Анкарой относительно проекта канала Стамбул, его основная цель – обеспечить текущее движение судов из Черного в Мраморное море быстрым, безопасным и экономичным способом, а также решить проблемы, возникающие из-за интенсивного движения судов по проливу Босфор.
Кроме того, речь идет об укреплении сектора логистики и туризма; интеграции с крупными проектами, такими как аэропорт Стамбула; снижении транспортной нагрузки Босфора и минимизации возможных опасностей и рисков, связанных с танкерами, перевозящими опасные материалы, и превращении его в искусственный водный путь в соответствии с местным законодательством.
Когда стало ясно, что проект окажется альтернативой Босфору, в международное сообществе начались дискуссии о правовом статусе канала. Начались дискуссии о том, создаст ли канал ситуацию, противоречащую Конвенция Монтрё. Монтрё регулирует проходы через Босфор и Дарданеллы. В результате этого соглашения, подписанного 20 июля 1936 года при поддержке СССР, суверенитет над проливами был передан Турции.
США хотели получить свободный доступ в Черное море последние двадцать лет. Анкара и Москва, с другой стороны, сопротивляются этим целям Вашингтона, создавая совместные региональные структуры. Планы США по выходу в Черное море достигли пика во время событий 8 августа 2008 года. В соответствии с требованиями Монтрё США могли войти в Черное море только с ограниченным тоннажем, ограниченным грузом, ограниченным вооружением и в течение ограниченного времени. Из-за этих ограничений американским кораблям пришлось покинуть акваторию Черного моря.
Одной из наиболее важных целей Америки в Черном море является свободное передвижение. Препятствием для этого является Монтрё. Конвенция Монтрё ограничивает нахождение и проход военных кораблей для нечерноморских держав в Черном море с водоизмещением 45 тысяч тонн, кроме того, они могут находиться в акватории не более 21 дня.
Таким образом, Монтрё является гарантией безопасности Черного моря, и этим договором Турция и Советский Союз фактически закрыли Черное море для западных стран. Настолько, что США не смогли убедить Турцию нарушить Монтрё даже во время холодной войны.
США пытаются обосноваться в Черном море
После развала СССР, США продолжили процесс окружения России, принимая отколовшиеся государства в западный блок, пытаясь тем самым осуществить свои планы по обоснованию в Черном море. Болгария и Румыния стали членами НАТО в 2004 году и ЕС в 2007 году. С тех пор Соединенные Штаты наращивают военный потенциал в этих странах.
Второй шаг США заключался в том, чтобы войти в Черное море с востока, открыв путь с Кавказа. В результате оранжевой революции в 2004 году к власти в Грузии пришел прозападно настроенный Саакашвили, и был запущен проект по вступлению Грузии в НАТО. Россия, как гарант безопасности региона в статуе миротворца, помешала Саакашвили военным путем подчинить себе осетин и абхазов. В результате, Саакашвили сбежал на Запад, членство Грузии в НАТО было отложено, а планы США провалились.
Третий подход США к Черному морю был с севера, через Украину. Россия также помешала этим планам, вернув себе Крым. В результате, членство Украины в НАТО также было отложено.
На данный момент канал Стамбул выглядит четвертым шагом, который США предпринимают для того, чтобы разместиться в Черном море. Конвенция Монтрё, которая ограничивает проливы Дарданеллы и Босфор для судов США и запрещает им оставаться в Черном море более 21 дня, потеряет силу вместе со строительством Канала Стамбул. И это будет сделано руками правительства Партии справедливости и развития (ПСР) при Реджепе Тайипе Эрдогане.
Отмена Конвенции Монтрё — это то, чего так сильно жаждали Соединенные Штаты. Американцы, которые не могут обновить некоторые положения Монтрё в соответствии со своими собственными интересами в предыдущие годы, будут иметь возможность избавиться от ограничений международного соглашения благодаря Каналу Стамбул.
Конвенция Монтрё должна была действовать 20 лет до 1956 года. Для этого одна из сторон должна была уведомить о своем намерении выйти из договора. Однако из-за его особенностей и преимуществ, которые закрывали Черное море для государств за пределами региона, ни одно государство-участник до сегодняшнего дня не пыталось расторгнуть соглашение. США же в свою очередь пытались войти в это море, утверждая, что Черное море является «открытым морем».
США в последние годы предприняли некоторые действия в Черном море при помощи НАТО. Политической основой для этих действий стал Эрдоган, который обратился к генеральному секретарю Й.Столтенбергу с призывом: «Вас не видно в Черном море. Ваше отсутствие в Черном море делает Черное море русским озером. Мы должны снова превратить Черное море в акваторию стабильности».
На саммите, состоявшемся 8-9 июля 2016 года в Варшаве, было принято решение об усилении присутствия НАТО в Черном море. В итоговой декларации утверждалось, что военное присутствие России в Черном море представляет опасность для союзников и других стран.
«Постоянные военно-морские силы НАТО в Черном море увеличат свое присутствие в Черном море в 2018 и 2019 годах и будут стремиться оставаться в этом море 120 дней в году», – говорится в документе под названием «НАТО: готовность к будущему», опубликованном от имени генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга. А в апреле 2019 года НАТО определило Черное море как «поле битвы».
Канал Стамбул – это «проект недвижимости» для ПСР
Имеющиеся данные ясно указывают на то, что канал Стамбул не является разумной инвестицией для Турции. Однако представители правительства заявляют, что будут «упорно» заниматься этим проектом. Причиной этого является то, что ПСР воспринимает проект канала как хороший источник обогащения.
Министр окружающей среды и урбанизации Мурат Курум объявил о том, что его ведомство утвердило строительство проекта анал Стамбул. Это в свою очередь означает, что задолго до начала строительства канала на его маршруте будут построены виллы, роскошные резиденции и элитные коттеджные поселки.
Между тем, выяснилось, что тысячи акров земли на маршруте канала уже были проданы бизнесменам близким к правительству и правящей партии Турции, а также арабским бизнесменам. Документально подтверждено, что знаковые лица Катара также купили значительные территории прямо по маршруту канала Стамбул. Правительство в целях сокрытия подобной информации, запретила доступ к документам о праве собственности. Министр транспорта и инфраструктуры Джахит Турхан лично заявил, что проект задуман в целях получения прибыли.
Холдинг Rönesans, принадлежащий турецкому миллиардеру Эрману Илыджаку, известному своими тесными связями с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, работает над проектом строительства судоходного канала Стамбул уже год. Кроме того, Холдинг Rönesans тесно связан с катарским эмиром Тамимом бен Хамадом Аль Тани, ближайшим региональным союзником Эрдогана.
Компания уже приобрела землю вдоль строительства канала Стамбул, где в случае завершения проекта стоимость земли взлетит в несколько раз. Вокруг проекта канала Стамбул запланированы современные жилые города. Резиденция квартиры и виллы будут такими же дорогими, как в Стамбульском проливе. Торговые центры, квартиры, земельные участки и другие виды недвижимости уже выставлены на продажу. Если все это будет реализовано, то это создаст источник строительства канала Стамбул. Особый интерес к проекту проявляют также арабские бизнесмены.
Суверенное право Турции будет ослаблено
Проект Канала Стамбул, осуществляемый со стороны ПСР, направлен на достижение цели, ради которой американцы боролись в течение многих лет – получить возможность на долговременное размещение военных кораблей в Черном море. Давать возможность США расположиться на северных границах, в Черном море, государству, которое выстраивает фронт против Турции в Восточном Средиземноморье и строит «террористический коридор» против Турции на ее южных границах, можно только в ущерб Турции.
Статус и целостность Конвенции Монтрё утратят свою силу вместе со строительством Канала Стамбул. Для прохода судов будет сформирована «двойная правовая система». Это создаст возможность для тех, кто хочет упразднения Монтрё, расторжения соглашения и заключения нового. Новая конвенция будет создана на основе Конвенции по морскому праву, что, несомненно, ослабит суверенитет Турции. И любое судно, включая суда Соединенных Штатов, получит «право транзита».
Другая проблема заключается в том, что президент Эрдоган, который испытывает трудности во внутренней и внешней политике, через проект Канала Стамбул может хотеть заключить сделку с Москвой по поводу Монтрё. Однако это тоже опасная игра. Монтрё – это режим баланса, который дает Турции большие привилегии и права. Но попытка нарушить его может аукнуться Турции серьезными последствиями.
Институт международных политических и экономических стратегий Русстрат
(@russtrat)