Сергей Собянин открыл после благоустройства центральную часть нового парка на Павелецкой площади
На Павелецкой площади завершился первый этап масштабной реконструкции и благоустройства. Для жителей открыли часть парка с фонтаном и остановкой для наземного городского пассажирского транспорта. Первые итоги работы осмотрел Сергей Собянин.
По его словам, проект реконструкции Павелецкой площади был одним из самых проблемных долгостроев. Решение о строительстве на площади торгово-развлекательного центра с парковкой было принято еще в конце 1990-х годов. К работам приступили в 2002–2003 годах, однако в связи со сложностями у инвесторов к началу 2010-х годов стройка была приостановлена. Три года назад территорию изъяли у прежних владельцев. В 2019 году российское архитектурное бюро «Апекс» на основе проекта американского бюро «5+ Design» разработало архитектурную концепцию реконструкции и благоустройства Павелецкой площади.
«Создали новый концепт этой площади, торгово-развлекательного центра, который вписывается теперь в транспортно-пересадочный узел. За эти годы сделали реконструкцию трамвайных путей, изменили схему движения на площади, ну и самое главное — здесь создается первоклассное общественное пространство, которое будет работать на все микрорайоны и станет гордостью нашего города», — отметил Сергей Собянин.
Владелец группы компаний «ПИК» Сергей Гордеев уточнил, что проект также позволит не только связать транспортные потоки, но и создать комфортное общественное пространство: «Здесь будет маленькое торговое пространство и подземная парковка, рабочие места. В общем, место, которое, надеюсь, москвичи полюбят. И наконец-то уйдет это темное последнее пятнышко».
Концепция включает строительство пятиэтажного подземного многофункционального комплекса площадью 73 тысячи квадратных метров и создание нового ландшафтного парка площадью три гектара, куда гармонично впишутся вентиляционные шахты и инженерные коммуникации подземного центра. Три из пяти уровней многофункционального комплекса займет торгово-развлекательный центр, визитной карточкой которого станут изящные стеклянные крыши-навесы овальной формы с загнутыми вверх козырьками. На четвертом и пятом будет располагаться паркинг на 277 машин, включая 28 мест для инвалидов. В здании установят 10 эскалаторов и 15 лифтов.
Ожидается, что 30 процентов площади торгового центра займут магазины одежды и обуви, около 15 процентов — рестораны и фуд-корт, 11 процентов — парфюмерия и косметика. Кроме того, посетители торгово-развлекательного центра смогут воспользоваться сопутствующими услугами — мелким ремонтом, чисткой одежды и другими. На данный момент подписаны договоры об аренде более 85 процентов площадей.
На крыше торгового комплекса разобьют ландшафтный парк. Помимо оригинальных навесов над входами, главными украшениями парка станут площадь с фонтаном и открытый амфитеатр. Кроме того, там появятся искусственные холмы, пешеходные маршруты, выложенные из натурального камня, велодорожки, зоны для активного и спокойного отдыха, а также кафе и рестораны с уютными террасами.
Над одним из входов в торговый комплекс сделают зеленую зону отдыха с деревянными настилами и променадом по периметру. А главный вход в торгово-развлекательный центр будет располагаться напротив Павелецкого вокзала — по открытой лестнице гости смогут попасть на первый уровень, а далее по эскалаторам — в основную часть комплекса. Попасть в торговый центр можно будет также со стороны Кожевнической и Дубининской улиц. А вход со стороны Садового кольца свяжут с существующим подземным переходом через улицу Зацепский Вал.
«Мы продлим работы по благоустройству улицы, которая прилегает к Павелецкой площади. Также будут реконструированы Дубининская, Кожевническая улицы. На них пройдет такая комплексная реконструкция, как мы делали на других центральных улицах. Будет красиво и удобно для людей», — добавил Сергей Собянин.
Он также предложил в зимнее время залить на площади каток и поставить новогоднюю елку.
Всего в парке высадят около 350 лиственных и хвойных деревьев и 18 тысяч кустарников, разобьют газоны и цветники с разнообразными многолетними и однолетними растениями, установят лавочки и урны.
В вечернее и ночное время уютную атмосферу в парке будут создавать фонари различной формы, высоты и размера. Оригинальные светильники не только внесут разнообразие в общую композицию площади, но и подчеркнут окружающее пространство комплекса за счет игры света и тени.
В настоящее время на Павелецкой площади завершаются фасадные и отделочные работы, монтаж внутренних инженерных систем, а также благоустройство ландшафтного парка. Общая строительная готовность комплекса составляет 90 процентов. На объекте работают 1800 человек.
Полностью реконструкцию и благоустройство площади планируют завершить до конца этого года.
Трамвай и благоустройство: другие проекты на Павелецкой площади и вокруг нее
Реконструкция Павелецкой площади является частью проекта развития одного из крупнейших транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) Москвы, объединяющего Павелецкий вокзал, станции метро Кольцевой и Замоскворецкой линий и маршруты наземного городского пассажирского транспорта, которыми пользуются более 163 тысяч человек ежедневно. Из них метро пользуются 123 тысячи человек в сутки, пригородным железнодорожным транспортом — 15 тысяч человек в сутки, поездами дальнего следования — 9,7 тысячи человек в сутки, аэроэкспрессом — 9,5 тысячи человек в сутки, наземным городским транспортом — 6,2 тысячи человек в сутки.
ТПУ обслуживает пассажиров аэропорта Домодедово, а также пассажиров, приезжающих из крупных городов Московской области (Домодедово, Видное, Ступино, Ожерелье) и других городов России (Адлер, Волгоград, Саратов, Тамбов и другие).
В 2011–2012 годах были проведены неотложные работы по наведению порядка на привокзальной площади: ликвидирована незаконная торговля и организована цивилизованная схема движения транспорта. В 2015-м на вокзале открыли пассажирский терминал аэроэкспресса, связывающего Москву с аэропортом Домодедово.
В июле 2020 года была завершена реконструкция трамвайных путей. Теперь трамваи останавливаются прямо напротив главного входа — это удобно для пассажиров, особенно с большими сумками и чемоданами.
Путь от трамвайной остановки до вокзала для пассажиров стал короче на 40 процентов. С Павелецкого вокзала теперь можно без пересадок доехать до Чистых прудов, станций метро «Университет» и «Шоссе Энтузиастов».
Благодаря реконструкции трамвайных путей появилась возможность организовать движение современных трамваев «Витязь-Москва» на восьми маршрутах: А, № 1, 3, 16, 26, 39, 47, 49.
«Транспортно-пересадочный проект достаточно сложный. Очень много пешеходных потоков пересекается, транспортных потоков: трамваи, автобусы, метро. И все это нелегко было увязать. Но, в общем, совместно с городом нашли правильные решения, и создали такое общественное пространство», — рассказал Сергей Гордеев.
По оценкам, к концу 2023 года суммарный пассажиропоток ТПУ вырастет на 36 процентов — до 221,6 тысячи человек в сутки, в том числе за счет увеличения числа пассажиров, пользующихся трамвайными маршрутами.
После 2024 года Павелецкое направление станет частью МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий». Предполагается, что запуск МЦД-5 позволит существенно разгрузить Павелецкий вокзал: многие пассажиры не будут доезжать до него, так как у них появится больше вариантов пересадок на метро и МЦК.
Кроме того, на 2022 год предварительно запланировано проведение комплексного благоустройства улиц Дубининской, Даниловский Вал и Кожевнической.