Фотограф русской старины. Москва XIX–ХХ веков в снимках Ивана Барщевского
Предлагаем заглянуть онлайн на новую выставку музея-заповедника «Коломенское». Экспозиция «Иван Федорович Барщевский. Фотограф русской старины» рассказывает о знаменитом фотохудожнике, чье увлечение старинной архитектурой стало делом жизни. Многие памятники русского зодчества дошли до нас только в виде фотографий, сделанных им.
Творческий путь Ивана Барщевского, важные вехи его биографии и шесть снимков, сделанных им в Москве, — в материале mos.ru.
Ученик Бергамаско
Иван Барщевский родился в 1851 году в Лужском уезде Петербургской губернии. Несмотря на то что его отец служил чиновником, денег в семье было немного, и молодой человек очень быстро понял, что на жизнь ему предстоит зарабатывать исключительно своим трудом и умениями. Самой большой его страстью стала фотография, которой он увлекся в возрасте 14 лет. А в 18 он уже переехал в Санкт-Петербург. Большой город открывал огромные возможности.
Барщевский устроился ретушером в студию Карла Бергамаско, который имел должность фотографа Его Императорского Высочества великого князя Николая Николаевича. Услуги Бергамаско стоили неимоверно дорого, получить заветную фотокарточку его авторства могли себе позволить только зажиточные горожане. Его карьера в ремесле, которое начало приобретать в России популярность сравнительно недавно (в 1840-х), по-настоящему впечатляла: он участвовал в выставках в Германии, Франции, Англии и других странах, получая там престижные награды. Работа у такого мастера была мечтой любого начинающего фотографа, каким был в 1869 году Иван Барщевский.
В то время по всей России (и не только) гремело имя Сергея Левицкого, которому принадлежало одно из первых фотоателье в стране. Придворный фотограф, триумфатор парижских выставок 1843 и 1851 годов, он заложил основы модельной съемки. Еще одно звездное имя — Андрей Деньер, удостоившийся звания «фотограф Их Императорских Величеств». К нему выстраивались очереди из желающих получить фотопортрет, среди клиентов были Федор Тютчев и Иван Тургенев.
Дело всей жизни
Молодому Барщевскому предстоял еще долгий путь до признания. В 1877 году он, набравшись опыта, уехал из столицы и открыл собственную фотомастерскую в Ростове Ярославской губернии. Начав интересоваться местными новостями, узнал, что ходят слухи о том, что старинный Ростовский кремль, вероятно, скоро разрушится. Вооружившись фотокамерой, Барщевский поспешил запечатлеть величественное сооружение таким, какое оно есть. Так началось его увлечение старинными архитектурными объектами, которое позже станет делом всей жизни.
О технике, которой он пользовался в тот период, сегодня знают не так много. В его автобиографических записках говорится, что он модернизировал фототехнику под свои задачи, в частности переделывал существующие кассеты.
В 1883 году Барщевский получил звание фотографа Императорской академии художеств. Он начал сотрудничать с Московским археологическим обществом, которое избрало его своим членом-корреспондентом, знакомился с известными исследователями древнерусской архитектуры.
Вторая половина 1880-х была очень плодотворной: поездки с фотокамерой по городам Золотого кольца, в Вологду, Муром, Нижний Новгород, на Кавказ. Некоторые из этих снимков представлены на выставке в «Коломенском». Тогда же вышел в свет первый сборник фотографических снимков Барщевского. Он состоял из девяти томов и содержал 483 фотографии.
В 1890-х он посетил Сирию и Палестину. За фотографии раннехристианского искусства получил орден Святого Станислава третьей степени. Чуть позже, в 1900 году, он поедет за рубеж еще раз — чтобы принять участие в оформлении Русского отдела на Всемирной выставке в Париже.
В 1894-м Барщевский стал одним из учредителей Ярославского фотографического общества, а через три года переехал в Смоленск, возглавив художественно-промышленную школу и музей «Русская старина». В каждой из поездок он снимал архитектуру, оттачивая мастерство. Он выработал собственный метод съемки зданий — довольно простой, но для того времени беспрецедентный. Барщевский фотографировал объект целиком с лучших ракурсов, потом — отдельные элементы фасада, интерьер, детали декора.
За 18 лет — с 1881-го по 1899-й — он сделал 1462 архитектурных снимка. В 1910 году его негативы передали в Императорское Строгановское училище, а еще через два года издали полный каталог его фотографий. Работы Барщевского не сходили со страниц периодических изданий.
Знаковые объекты столицы
Иван Федорович неоднократно бывал и в Москве. В 1880–1900-х годах он сделал ряд фотографий столичных достопримечательностей, которые также представлены на выставке в музее-заповеднике. На одном из самых известных снимков запечатлена церковь Иоанна Предтечи (XVI век) в селе Дьяково, которое было расположено рядом с Коломенским. Храм сохранился до наших дней, но о колоколах, которые находились на звоннице, сегодня известно мало, сами они не сохранились — предположительно были переплавлены. Есть версия, что самый тяжелый из них — весом почти в тонну — виден на одном из снимков Барщевского.
Привлекла знаменитого фотографа важная московская достопримечательность — собор Покрова Богородицы, что на Рву, более известный как храм Василия Блаженного. Его построили в 1555–1561 годы по заказу Ивана Грозного в память о взятии Казани, тогда — столицы Казанского ханства. Сравнивая снимок с современным видом храма, можно найти различия. Дело в том, что Барщевский запечатлел храм перед его масштабной реконструкцией в 1890-е, когда соборная ризница, например, обзавелась цветными витражными стеклами. А в 1923-м здесь создали музей.
Еще одна достопримечательность, мимо которой не прошел Иван Федорович, — Благовещенский собор Московского Кремля. Храм, возведенный в 1489 году, перестроили при Иване Грозном. В XIX веке пристроили ризницу, южный фасад паперти украсили аркадой (ряд одинаковых арок, опирающихся на колонны), сделали придел. В 1844-м собор соединили переходом с новым зданием Большого Кремлевского дворца. Еще через 20 лет собор отреставрировал архитектор Федор Рихтер. В таком виде строение и застал Иван Барщевский — перед его следующими многочисленными реставрациями.
Коломенский период
Последний период жизни Ивана Барщевского связан с селом Коломенским. Он жил на улице Штатная Слобода в доме 19. С мая 1933 года Барщевский был сотрудником музея на ставке реставратора. Фотограф восхищался этим необыкновенным красивым местом и его строениями, сделал тут серию снимков.
Среди запечатленных им здесь объектов — Георгиевская колокольня, круглая двухъярусная башня с арками, сооруженная в XVI веке. Изначально она относилась к храму Вознесения, ныне не существующему. Предполагают, что над ней работал итальянский архитектор Петрок Малый в 1530-е. В XVII веке к колокольне пристроили деревянный трапезный храм, который освятили в 1678 году в честь святого Георгия. Так и появилась одноименная церковь. В дальнейшем внешний вид строений претерпевал изменения. Например, с западной стороны сделали новую кирпичную трапезную.
В объектив Барщевского попала и восьмигранная надвратная Николо-Корельская башня. Интересна история ее появления в Коломенском: сюда из Северодвинска строение перевезли в 1932 году, только оно уцелело после пожара в Николо-Корельском монастыре. Башня с шатровым куполом использовалась раньше для хозяйственных нужд. Сейчас ее не увидишь: в 2007 году башню перевезли на новое место — рядом с рекой Жужей.
На одном из самых живописных снимков можно увидеть Передние ворота Государева двора, которые Барщевский сфотографировал издалека. Четырехъярусное сооружение на трех пилонах с двумя арочными проемами было построено в 1673 году, во время правления царя Алексея Михайловича. Именно через эти ворота гости въезжали в Коломенское.
Царь очень любил шутить, свое чувство юмора он проявил и в случае с воротами. По обе стороны он велел установить по четыре деревянных льва, снабженных специальными механизмами и обшитыми сверху бараньими шкурами. Звери встречали гостей рычанием и страшно вращающимися глазами. Сегодня на месте животных — белокаменные крыльца.
Иван Барщевский скончался в 1948 году, его похоронили недалеко от Дьяковского храма, которым он когда-то любовался. В конце 1970-х могилу перенесли на Хованское кладбище.