Для чего Байдену понадобился климатический саммит?

9:46, 29 апреля 2021

МОСКВА, 29 апреля 2021, Институт РУССТРАТ.

Когда президент США Джо Байден начал собирать международный саммит по экологии, экспертное сообщество заинтересовалось причиной очевидно возросшей активности нынешней американской администрации на этом направлении.

Американцы ко всему подходят пакетно и системно, все свои политические шаги они увязывают с другими шагами. Каждое направление должно поддерживать и усиливать другие. Синергический эффект – универсальный принцип американской внешней политики.

Это вообще важная составная часть англосаксонской культуры, и это всегда надо иметь в виду, когда приходится слышать от американцев то или иное предложение. Как то, что они сейчас делают, скажется на других важных для них вопросах.

Экология для Байдена – это не только то, что лежит на поверхности: возможность через экологические нормы остановить развитие Китая и Индии, определять промышленную и энергетическую политику ЕС и внедриться в российские нефтегазовые проекты.

Это и не только способ открыть дополнительную нишу для инвестиций и оседлать волну перехода к новому технологическому укладу. И не только повод для консолидации вассалов и нового позиционирования себя в качестве лидера. Всё это имеет место, но это не главное, так как эти вопросы можно решать и не через экологическую повестку.

Экология – это для Байдена и его команды способ усилить в Китае проамериканскую «комсомольскую» группу, оппонирующую Си Цзиньпину. Это способ сдерживания Китая в его нынешнем формате. И по возможности – выход на отстранение Си Цзиньпина от власти через госпереворот и провоцирование в КНР внутриэлитного конфликта.

США довольно продуманно осуществляют эту линию. Для Си Цзиньпина экологическое направление второстепенно, и потому он туда поставил опасного соперника – Се Чжэньхуа, человека с очень специфической биографией. Это выходец из китайского комсомола. Сейчас он с 2015 года представитель Китая по вопросам климата, а в прошлом политработник комсомольской ячейки, секретарь комсомольской ячейки в Университете Цинхуа, секретарь комитета комсомола Комитета строительства КНР, глава экологического ведомства КНР 1983-2005.

Именно Се Чжэньхуа было поручено встретиться с советником Байдена по климату Джоном Керри и обсудить данную тему. Накануне встречи Керри и Чженьхуа бывший первый секретарь китайского Комсомола, а ныне премьер-министр (и потому главный соперник Си Цзиньпина) Ли Кэцян провёл встречу с представителями 20 крупнейших американских компаний в Китае. Разговор, естественно, шёл о предложении сотрудничать, но это не то, чем это является.

В Китае приближается кульминация противостояния так называемых «силовиков» и «комсомольцев». Выходцев из национально ориентированных кругов, опирающихся на армию и спецслужбы и управляемых Си Цзиньпином, и  группой китайского Комсомола, по факту опорной базой демократической партии США в Китае. К лету готовится решение Всекитайского собрания народных представителей об изменении властных функций правительства и его президиума. Это урезание функционала «комсомольцев», в целом, и Ли Кэцяна, в частности.

Ответом для «комсомольцев» может стать уход в уличную активность, неофициальные профсоюзы, подбивание на бунты студенчества, и тут США очень кстати подготовили кучу документов: от «Акта о стратегическом соперничестве» как части пакета антикитайских законов, до инструкций Госдепа своим дипломатам о «либерализации» отношений США и Тайваня, где в центре повестки «вопросы безопасности». То есть меры по организации военно-политического сопротивления Китаю.

В числе таких мер, согласно главной американской стратегии постоянных провокаций, подталкивание властей Тайваня к объявлению о суверенитете, что немедленно повлечёт военный ответ Китая с каскадом мер по его изоляции вплоть до удаления из состава СБ ООН и вообще переформатированию ООН без решающей роли России и Китая.

Да, для этого сначала США придётся обеспечить на Тайване такую победу на выборах Демократической Прогрессивной Партии, которая создаст коалицию, способную эти решения принять. Для этого придётся придержать Гоминьдан, выступающий за объединение с материковым Китаем. Но процесс нужно начинать срочно, так как к 2030 году ВМФ КНР наберёт такую силу, что США с ним уже не справятся. 

Окно возможности нанести Китаю локальное военное поражение без применения СЯС очень кратковременно, но без этого Си Цзиньпина от власти не отстранить. До той поры, пока не появится такая возможность, «комсомольцев» в Китае надо уберечь от разгрома. 

Традиционно «комсомольцы» Китая сгруппированы в секторе строительства, там, где всё зависит от инвестиций. Си Цзиньпин начал борьбу за переформатирование транспорта и цифрового сектора, чтобы подчинить логистические и технологические компании интересам государства и создать там дополнительные инвестиционные возможности.

Это снизит роль строительства как вотчины «комсомольцев» и ослабит их политический ресурс. В этом же направлении идут действия Китая по созданию цифрового юаня – валюты, вызывающей острое беспокойство в США, так как для стран, попавших под американские санкции, появится возможность их обходить.

Экологическая повестка для Байдена – это способ поддержать в Китае свою пятую колонну накануне её полного разгрома. Остановить Си Цзиньпина от этого разгрома через возведение экологической повестки с периферии в центр политики, вовлечение «комсомольцев» в диалог с США и тем самым спасти их от поражения. Экология – это канал, через который США хотят организовать в Китае цветную революцию.

Китайский комсомол – это их версия наших системных либералов-западников. Китайские силовики – это их версия наших силовиков-государственников. Комсомольцы – это глобалисты, силовики – суверенщики. Но это не совсем точная характеристика. Комсомольцы не глобалисты, а американисты. Их устраивает глобализация как синоним американизации.

Си Цзиньпину нужна глобализация на основе многополярности. То есть с китайским и постоянно растущим сектором доминирования. Для США это означает неминуемое полное вытеснение из всех ниш, которые они сейчас занимают. Поэтому экология для Байдена – это новое оружие борьбы за выживание США как глобальной империи. А мира как однополярного Космоса, где Солнцем будут США.

То есть экологическая повестка – это прежде всего оружие против Китая. И попутно – укрепление позиций лидера среди вассалов, а также способ тактического влияния на Россию накануне её трансфера.

Если Россия проведёт трансфер так, как надо ей, а не США, а Китай сократит «комсомольцев» и «оптимизирует» их статус, то в Вашингтоне после 2024 года потеряют всякий интерес к экологии. Она вмиг исчезнет из повестки. Искать ключи к Китаю и России американцам придётся каким-то другим способом.   

Институт международных политических и экономических стратегий Русстрат

(@russtrat)